Год 2012, к 80-летию Юрия Богатикова.
Прочитав некоторые статьи к юбилею артиста.
На Украине
80-летие Богатикова отметили на государственном уровне. В
городах, где он жил и работал, состоялись торжественные
меропритятия.
В Луганской филармонии прошёл памятный вечер и на
доме, где он жил, открыли мемориальную доску.
К его памятнику в Симферополе были возложены
цветы. В Крыму его имя было присвоено двум музыкальным
школам и культурному центру в Керчи.
Это хорошо, что его помнят, заслуженно, есть за
что.
Только вот просмотрел я прессу, почитал статьи и
интервью, посвящённые Юриному юбилею и, что-то, нагнали они
на меня такую тоску! Ну так всё кондово написано, столько
неточностей и откровенного вымысла.
Некоторые авторы демонстрируют полное непонимание и незнание
того, о чём пишут. Статьи в духе передовицы районной "Кацапетовской
правды" напичканы дежурными напыщенными фразами, типа -
"...глубокое проникновение в образ" или "вершины
вокального мастерства" , а вот ещё перл - "Его
выступления ждали и стар, и млад". Ни одного
человеческого слова, ничего живого, тёплого. Одни штампы и
лозунги! Как будто попал в в 70-тые годы прошлого столетия
на партсобрание в трест столовых - привет от дорогого
Леонида Ильича!
Насколько нужно быть некомпетентным и безразличным к
материалу, который ты готовишь, чтобы в своём убогом
телерепортаже упорно утверждать, что Богатиков был,
оказывается, ещё и "...выдающимся композитором!!!"
Вот, посмотрите этот
периферийный шедевр Катерины Зуевой -
"Выдающийся
композитор"
Браво, Катерина!
Вы, кстати, забыли
сказать, что Богатиков был ещё и выдающимся космонавтом!
Следующая "неточность"
- Сергей Смолянников в своём совковом материале с
пафосным названием
"Он пел песни для нашего единства"
утверждает :
"...ведь это он первым
исполнил самую любимую и поныне песню подводников Александры
Пахмутовой «Когда усталая подлодка»".
Сергей, ну зайдите в
интернет, ну наберите название песни в любой поисковой
системе, (кстати, называется она правильно "Усталая
подлодка") уверяю, вас ожидает большой сюрприз - первым
эту песню спел Юрий Гуляев и именно в его исполнении она
стала популярной. Потом её пели и Иосиф Кобзон, и Ренат
Ибрагимов и другие. И Богатиков, тоже пел её, пел хорошо, но
никак не первым!
Во многих материалах
перепечатана следующая неправда - цитирую издание Луганского
областного совета
"Наша газета":
"... А три года спустя (1973) на
творческом вечере Н.В. Богословского, организованном
Центральным телевидением в честь 60-летия композитора, Юрий
Богатиков выступил с песней, уже специально написанной для
него, — «Давно не бывал я в Донбассе» (стихи Н. Доризо)."
На самом же деле, песня эта была написана после войны и впервые исполнил её известный артист театра и кино Сергей Лукьянов. Затем её пели разные исполнители, популярные в послевоенные годы. Я же её помню с детства - у нас была пластинка Владимира Трошина. На одной стороне была песня "Помнишь мама", а на другой "Давно не бывал я в Донбассе". Именно в исполнении Трошина она и стала популярна в 1958 году. Пел её также и другой популярный певец тех лет - Леонид Кострица. Пожалуйста, в интернете все эти записи есть. Да и я, как уже писал выше, когда пришёл работать к Богатикову (1969 год), эта песня уже была в его репертуаре.
Так что утверждение,
что Никита Богословский специально для Богатикова написал
эту песню в 1973 году и она впервые была им исполнена -
неправда!
А правда то, что Богословский действительно пригласил
Богатикова спеть на своём творческом вечере в Колонном зале
Дома союзов (1973 г.) свою старую, к этому времени уже
несколько подзабытую песню "Давно не бывал я в Донбассе". И
в его замечательном исполнении эта песня обрела свою вторую
жизнь.
Дочь Богатикова в
одном из интервью утверждает, что он - "учился в
Харьковской консерватории".
Неправда, Богатиков там никогда не учился. Иначе, зачем бы он в зрелом возрасте, при всех своих регалиях и популярности, пошёл вдруг учиться на ... исторический факультет Симферопольского университета? Как рассказывал сам Богатиков в телепередаче "Пока все дома", его туда привела "жажда знаний". Мол, он обожает историю и хочет знать её "как можно глубже". Ну, слукавил Юра! Для того, чтобы глубже знать историю, совершенно незачем поступать в университет, а достаточно дома на диване читать разные умные книжки. А в университет Юра был вынужден пойти только ради одного - диплома о высшем образовании! Его уже подпирал возраст, он понимал, что с пением скоро придётся "завязать". А чтобы занять какую-либо административную должность при советской власти, например, худ.рука филармонии, требовалось два непременных условия - быть членом КПСС и иметь бумажку о высшем образовании. Ну, с членством у Юры было всё в полном порядке, а вот бумажки о высшем образовании у него как раз-то и не было! Было только среднее музыкальное - Харьковское музучилище. Естественно, "углублённое изучение истории" проходило на заочном отделении и, я думаю, всем хорошо понятно, каким образом народный артист получил этот диплом.
"Его выступления
ждали и стар, и млад."
Богатикова любило старшее поколение, а молодёжь на концерты Богатикова не ходила!
В конце 60-тых произошла
подлинная революция в музыкальной жизни мира. "Битлз", "Роллинг
Стоунз", "Пинк Флойд", а в нашей стране "Машина времени", "Аквариум",
"Кино", "ДДТ" - вот кого слушала молодёжь и вот
кто активно
повлиял на формирование мировоззрения нескольких поколений!
Появилась совершенно новая музыкальная форма - ВИА,
вокально-инструментальные ансамбли. В музыку ворвались новые
музыкальные электроинструменты, новые ритмы, новые манеры
пения через усиливающую звуковую аппаратуру. Была изобретена
и постоянно совершенствовалась система высококачественной
многоканальной звукозаписи.
И если в СССР всё это было под запретом и выдавалось за "идеологическую
диверсию загнивающего Запада", то развитие новой музыки, на
этом самом "загнивающем", шло семимильными шагами. Появилось
много популярных музыкальных групп и исполнителей, которые
буквально взорвали мировой музыкальный олимп. И появление в
СССР в открытой продаже бытовых магнитофонов, уже никак не
могло сдержать эту мощную волну и мы уже без всякого
разрешения слушали всех звёзд мировой эстрады. Появились ВИА
и в СССР. Это и "Песняры", и "Поющие гитары", и "Самоцветы",
и "Цветы" и др. А самым популярным певцом был полузапещённый
Валерий Ободзинский.
Молодёжь советской эстрадой почти не интересовалась. И надо
иметь довольно-таки, своеобразную фантазию, чтобы
представить, что на концерты Богатикова ломились молодые
люди послушать марши и вальсы.
Я пишу со знанием дела, ибо являюсь непосредственным
свидетелем и участником того времени.
А теперь почитаем
сочинение товарища А.Кривцуна -
"Богатиков
пел, пил и дарил от души".
Вот одна цитата из этого фундаментального труда :
" ... Дело в том, что после первого фестиваля «Крымские
зори» тогдашний партийный лидер полуострова Николай
Кириченко загорелся идеей переманить к себе лучших певцов
страны. Первой стала София Ротару. А потом начали «окучивать»
Богатикова. Он-то был не против, но начальство… И вот как-то
ночью к подъезду дома, где жил певец, подогнали грузовик,
погрузили вещи. Хозяину вручили ключи от новой трехкомнатной
квартиры в Ялте - и увезли в Крым"
Здесь сразу две неправды.
Неправда первая - Богатиков переехал в Крым в декабре
1973-его, а Ротару только в 1975-том году.
И как я уже писал выше, переезд Ротару в Крым
раздражал Юру, поскольку основное внимание стали уделять ей.
То он один был "королём", а теперь вдруг появилась "королева",
да ещё какая! Она в те годы была очень популярна и любима,
причём разными поколениями. Вот на её концерты, как раз,
молодёжь ходила!
И неправда вторая - про то, как "воровали" Богатикова из
Ворошиловграда.
Это вообще "Сказка про Белого бычка".
Ну хоть один человек в здравом уме, который жил при советской
власти и знал законы и правила железного режима, может
поверить в эту чушь?
Ведь для того, чтобы переехать из одного города в другой,
нужно было проделать массу бюрократических операций - заполнить кучу бланков, получить разные справки и разрешения. А именно - подать заявление об уходе по месту работы и
получить полный расчёт; сняться с партийного учёта, с
профсоюзного, с воинского в военкомате, выписаться с места
жительства в паспортном столе милиции, сдать государственную
квартиру. Это же были муторные и длительные хождения по
конторам, обязательные процедуры, без которых человек не мог
и с места сдвинуться! И теперь
представьте себе такую картину - ночью в самый центр города,
в тихое место, где проживает всё руководство города и
области (любовно прозванное благодарными трудящимися "Дворянское
гнездо"), в место, которое постоянно охраняется несколькими
постами милиции, "незаметно" проникает
большой грузовик. Бесшумно подъезжает к дому, в котором живёт
Богатиков. Из грузовика вываливаются трезвые
интеллигентные
работяги, поднимаются на 3-ий этаж малогабаритного
пятиэтажного дома (без лифта) и начинают вытаскивать из квартиры
пианины-шкафы -диваны и прочее нажитое "непосильным трудом" имущество.
И никто ничего на видит и не слышит! Все мирно спят, в том
числе и бдительная милиция! Ну просто идеальные
условия для похищения народного артиста! Миленький
советский детективчик с большим коммунистическим приветом!
Я не хочу дальше анализировать статьи и воспоминания
различных баснописцев к юбилею Юры. Там ещё много чего
понапридумано.
Не понимаю только - зачем? Ведь сейчас уже пришло время, когда врать совсем не обязательно! И написать о том, каким был Юра на самом деле, совсем не значит унизить его как человека или покуситься на его законное место на советской эстраде.
Просто он был человеком своего времени - до мозга костей советским.
Он родился и вырос в могучем государстве СССР, хорошо усвоил "правила игры", которым нужно было следовать, чтобы добиться "места под солнцем". Пел нужные песни в нужном месте и в нужное время, вступил в ряды КПСС.
Пишут, что до последних дней он верил в коммунистические идеалы.
Я уверен, что он не был сумасшедшим и прекрасно понимал, что сказка про коммунизм и лживые пафосные речи на судьбоносных съездах и пленумах наших "леонидов ильичей" являются абсолютной туфтой. Кстати, весьма показательный факт, что незадолго до кончины, он принял крещение.
Просто, волей случая, оказавшись в любимцах коммунистических хозяев страны, он получил от них все привилегии, и моральные и материальные. Он купался в своей официальной популярности и известности и, конечно же, в самом дурном сне не мог себе представить, что в один прекрасный момент всё это рухнет!
Но вот рухнуло! И всё пошло прахом!
Его разом забыли и он стал никому не нужен. Кончилась его спокойная и обеспеченная жизнь. Безусловно, это трагедия, да ещё и какая! Вот он и запил!
Но тут подобрали его коммунисты, им такие известные люди были очень нужны.
Они дали ему хоть какую-то работу и вовлекли в свою кипучую общественную деятельность. И, конечно, Юра, который был натурой активной и не мог сидеть без работы, пошёл с ними в их "последний и решительный бой", наверняка понимая, что песенка "борцов за народное счастье" спета и возврата к прошлому уже не может быть ни при каких обстоятельствах.
Прочитал последнюю книгу
Владимира Войновича - "Автопортрет. Роман моей жизни".
Мудрая книга, там много хороших и честных мыслей.
Но вот одно
высказывание мне особенно понравилось -
"Придумывать о людях
хорошее, это также плохо, как и придумывать о них плохое".
Вот поэтому, прочитав материалы к Юриному юбилею я и решил
написать всё как есть и не придумывать разные
красивые небылицы, украшая память Народного артиста СССР
Юрия Иосифовича Богатикова бумажными цветами.
Он в них не нуждается.
9 мая 2012 г.
_______________________________________________
|
_______________________________________________