Церковь Санта-Мария Ассунта в Позитано.

 

  

       Из достопримечательностей Позитано наибольший интерес представляет церковь Санта-Мария Ассунта — романская церковь XIII века с куполом, облицованным майоликой. Алтарь церкви украшает чудотворная икона "Черная Мадонна с Младенцем"  работы византийского мастера.

     По одной легенде, ее вынесло к побережью Позитано морскими волнами. По другой, - моряки её смогли вывезти из Византии во времена иконоборчества.                                       Ежегодно 15 августа в Позитано проходит празднество, посвященное этой иконе, считающейся покровительницей города.     

      Скорее всего, византийская икона "Чёрная Мадонна" является произведением бенедиктинских монахов в византийском стиле и была привезена в Позитано в XII веке на одном из торговых кораблей, коммерческие маршруты которых проходили вдоль берегов Южной Италии.

       Но народу хочется, чтобы появление иконы в Позитано было не таким обыденным, а имело элемент чуда. Поэтому и была создана следующая легенда.

      Икона находилась на паруснике, который прибыл с Востока и плыл вдоль южных берегов Италии. Вдруг корабль попал в полный штиль. Паруса сникли и дальнейшая навигация стала невозможна. Все старания моряков - обращение ко Всевышнему, сбрасывание в море части груза для облегчения судна, - всё было напрасным, корабль не двигался с места. И вдруг они услышали голос: "Поза, поза..." (отсюда, якобы, и произошло название "Позитано") В дословном переводе это звучит так -  " Отдыхает, отдыхает...". Но можно ещё трактовать и так - "Положите, положите..." Моряки связали это явление с находящейся на борту иконой, к её, якобы, пожеланию остаться здесь, на этом месте. Капитан тут же дал команду причалить к берегу и парусник уткнулся  носом в песчанный пляж. Моряки передали икону местным жителям , которые приняли её с большой  радостью. В честь этого события они построили храм,  а селение своё назвали "Позитано". Так гласит легенда.

    В 2010 году произошло памятное событие - в честь празднования 800-летия явления иконы в Позитано, известный художник из Латвии  Виталий Ермолаев, выставки которого с большим успехом прошли в Позитано в 2009-2010 годах, специально по заказу настоятеля церкви Дона Джулио, написал изумительную светящуюся картину Позитанской Мадонны!

    Художник торжественно передал её в дар жителям Позитано и сегодня эту картину можно увидеть в храме.

 

 

       И в этом соборе есть "русский след" -  художник Василий Николаевич Нечитайлов (1888-1980). Здесь находятся две его две большие картины на религиозные темы, которые он написал по заказу в 1953 году.  На них изображены важнейшие местные события XII  и XIII веков, связанные с богородичной иконой - "Чёрной Мадонны с Младенцем".                                                                                                                                           

       Первая,  -  "Коронование Иконы в 1783 году",  висит в правом нефе, над входом в часовню святого Стефана. 

       Вторая, - "Прибытие Иконы в 1159 году",  находится в другом помещении, в часовне, которая не всегда открыта для посещения. Среди персонажей, ее встречающих, жители Позитано узнавали себя. Согласно ренессансной традиции, автор запечатлел на этой картине и себя - крайний справа, смотрит прямо на нас, - это и есть сам художник Василий Нечитайлов.

       Данная фотография картины принадлежала лично Нечитайлову и внизу подпись сделана им собственноручно. 

       Благодарен известному историку, исследователю русской эмиграции в Италии  Михаилу Талалай, который любезно предоставил фотографию, а также, оказал помощь в редактировании  этой страницы.

             История церкви Святой Марии Ассунта связана с возникновением бенедиктинского монастыря Святой Марии, который, согласно легенде, был создан по случаю прибытия в Positano византийской иконы "Чёрной Мадонны". Правда, документальных свидетельств этому нет. Более правдоподобно, что аббатство было основано во второй половине X-ого века. Об этом есть первое документальное свидетельство: в манускрипте конца XI-ого века герцог Серджио ди Сорренто предоставляет аббату Мансоне, стоявшему во главе  Монастыря Святой Марии в Позитано, право свободной навигации в водах своего герцогства.
       Документ, сохраненный в приходском архиве, свидетельствует о наречении церкви в честь Пресвятой Девы Марии епископом Амальфи Джованни Вторым  в 1159 году.       

       Аббатство благополучно просуществовало вплоть до середины XV-ого века, когда последний бенедиктинский аббат, Антонио Аччиаппаччиа Сорренто и его монахи, возможно, напуганные нашествиями грабителей из края Чиленто, оставили монастырь.

       По прошествии  нескольких  лет монастырь  возглавил  аббат Никола Миробали, который в последствии был избран архиепископом  Амальфи. Среди покровителей аббатства в Позитано, был и  кардинал Винченцо Мария Орсини, ставший в последствии Папой Бенедиктом XIII.

        К началу XVII века Монастырь пришёл в полный упадок, постепенно даже затерялись его архитектурные следы. Разрушалось и здание церкви, несмотря на непрерывные призывы епископата Aмальфи к её главе аббату Пирро Джованни Кампаниле привести её в порядок.

       В 1777 году Либорио Марра, последний аббат, назначенный епископатом Амальфи, ушёл со своего поста и местное духовенство, наконец-то, занялось реставрацией храма.

     Работы продолжались около пяти лет. И, наконец, 10 августа 1783 года архиепископ Moнсиньор Антонио Пуòти освятил вновь отстроенную церковь, а 15 августа состоялось торжественное коронование византийской иконы "Чёрная Мадонна с Младенцем", а также была  передана статуя "Мадонны Позитано с Младенцем" (дерево, XIII век), на головах которых сияли золотые венцы.                                                                                                                                          Капитальная реставрация собора проводилась в 1777-1782 годах. Столетием позже была обновлена гипсовая лепнина и позолота. Последние работы были произведены в 1982 году - храм был приведён в соответствие с литургической реформой Ватикана. Таким мы видим его и сегодня.

       Верх главного алтаря венчает византийскоая икона; апсиды выполнены из ореха. По обеим сторонам, в конце апсид, расположены ниши. В них: справа - статуя Святой Богоматери - "Скорбящей Мадонны", названная жителями "Мадонной Позитано".  А слева - статуя Христа, работы Микеле Трилокко, 1798 года.

        


      Справа от большого алтаря находится  часовня Святого Стефана, в которой  хранится деревянная статуя "Мадонны с Младенцем Христом"  (XVIII век) и одна из самых ценных реликвий Амальфитанского побережья - серебряный бюст покровителя Позитано Святого Вито ( неаполитанская школа  XVI века ).
Здесь же хранится и частица его мощей.

      

       Перед часовней Святого Стефано - алтарь Обрезания Господня с одноименной картиной Фабрицио Сантафеде, датированной 1599 годом. Слева от большого алтаря, в левом нефе, у выхода боковой двери, - часовня Святых Таин,.посвящённая Святому Вито и Святому Николаю.  А прямо перед часовней, в трансепте левого нефа, - алтарь Мадонны Кармильской с картиной кисти живописца Сэрра Сан Бруно из Картезианского монастыря в Калабрии.

       Зал церкви разделён на три нефа с пятью дугами.  Слева от главного входа, в левом нефе, экспонируется старинное презепе 1700 года. Далее стоит исповедальня (sacrestia) и за ней, в трансептах, друг за другом расположены алтари - Распятия, Святой Анны, Святого Антонио, Непорочной Девы Марии и Святого Власия.  

       Сразу у центрального входа - старинная купель. Над центральным входом располагаются хоры  величественным механическим органом, созданном и торжественно открытым в 2000 году.                            

       В дуге слияния между левым нефом и трансептом на левой стороне, можно полюбоваться ценным барельефом 1506 года (возможно это древний реликварий Святого Вито). Перед ним могильная плита с гербом неаполитанского священника Пирро Джованни Кампаниле (1600).
 В лево
м нефе можно увидеть картину "Христос с крестом", относящуюся к концу XVI века, которая прежде находилась в пределе Святых Таин во времена существования древнего Братства Тела Христова.
 
       На площади перед церковью высится колокольня, построенная в 1707 неизвестным монахом-капуццином. (фрагмент его надгробной плиты расположен на внешней стене церкви со стороны улицы Вито Савино). Над входом в колокольню находится  загадочный барельеф, и сверху него - мемориальная плита позитанца Флавио Джойя, который, якобы, по мнению итальянцев, в 1302 году изобрел магнитный компас. Плита была открыта в 1902 году в честь празднования 600-летия этого граниозного изобретения.

       Памятник Флавио Джойя стоит и в Неаполе и в Амальфи  (амальфитанцы считают его жителем своего города).  Как это было на самом деле, никто не знает, но живет красивая легенда...                                                                                                                                                                       

      Давным-давно, в городе Амальфи жил Флавио Джойя, ювелир и инкрустатор. Он был беден и молод и, конечно, любил черноглазую красавицу Анджелу, дочь богатого рыбака Доменико. Суровый Доменико считал людьми второго сорта всех тех, кто не выходил в море на веслах или под парусами и не испытал себя в штормах и бурях. А Флавио Джойя как раз относился к этой категории людей, и естественно, Доменико не хотел иметь такого зятя. Но отказать претенденту на руку дочери Доменико решил дипломатично и поэтому поставил условие: Флавио должен хотя бы один раз ночью или в туман проплыть на лодке строго по прямой линии.                                                                                                                  

     Доменико считал свое условие невыполнимым, так как даже его товарищам, бывалым морякам, это не удавалось.  Но Флавио был не из тех, кто сдается. В его мастерской нашелся продолговатый магнитный камень, который он укрепил горизонтально на круглой плоской пробке. На верхнюю поверхность пробки он установил диск с делениями — получился чувствительный элемент магнитного компаса — картушка. Чтобы картушка могла поворачиваться в горизонтальной плоскости, Флавио проткнул ее вертикальной осью с острыми концами, которые упирались в опоры, установленные в корпусе прибора — чашке. Однако из-за давления картушки на нижнюю опору возникал большой момент трения, который препятствовал вращению картушки и вызывал большие ошибки прибора. Тогда Флавио налил в чашку воды, пробка всплыла, давление на нижнюю опору снизилось, вращение картушки стало плавным и свободным. 

      С помощью магнитного компаса, устройство которого существенно не изменилось со времени Флавио Джойи, были сделаны большие географические открытия. Направляемые острием стрелки магнитного компаса, капитаны вели свои корветы, фрегаты и бригантины к благоухающим туберозой континентам, к зелено-желтым лагунам, к таинственным островам сокровищ...

 

          Позитано - рай на земле   

  

 

 

.